Самая известная в истории культуры и искусства художница, отстаивающая себя, - Артемизия Джентилески
«Было много караваджистов, но караваджистка только одна», — отмечает Мэри Гаррард, исследовательница жизни и творчества Артемизии Джентилески, жившей в Италии в начале 17 века. Историю художницы также рассказывает Бриджит Куинн в книге «Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю». Еще будучи студенткой Бриджит Куинн обнаружила, что в восьмисотстраничном учебнике по «Истории искусств» Хорста Янсона, по которому она училась, всего 16 женских имен, и все они — практически забыты. Став писателем, Куинн решила это исправить: она написала книгу, в которой рассказала историю каждой из них, начав с Артемизии Джентилески — представительнице итальянского барокко, о которой в учебнике Янсона говорится: «До этого времени женщины-художницы нам не встречались».
Артемизия — дочь некогда более известного живописца эпохи барокко Орацио Джентилески. Сейчас она, пожалуй, самая известная художница раннего Нового времени. Вероятно, её жизнь оборвалась во время одной из вспышек чумы, которые происходили в Европе в течение XVII века. Темы смертельной болезни, тирании, религиозных преследований и феминистического протеста против мужского доминирования роднят наше время с эпохой позднего Ренессанса и начала барокко.
1. Биография Артемизии Джентилески легла в основу статей, фильмов, пьес, романов и, конечно же, жизнеописаний. Наиболее свежее вышло в сентябре 2020 года. Это «Артемизия Джентилески и феминизм в Европе раннего Нового времени», автор которого — известный историк-искусствовед Мэри Гаррард. Крупная ретроспектива в Национальной галерее в Лондоне, открытие которой из-за пандемии перенесли в весны на октябрь, стала одним из самых заметных событий мировой культурной жизни 2020-го года. Это великолепный путь для художницы, которую практически не замечали до начала XX века (впрочем, скажем прямо, как и Караваджо).
2. Мать Артемизии умерла, когда дочери было 12 лет, оставив девочку заботиться об отце и трёх выживших младших братьях. Родитель, по свидетельству современников, был одиночкой — грубым, саркастичным, властным транжирой и распутником. Он научил дочь живописи. Между приготовлением еды, уборкой, штопкой и стиркой Артемизия растирала пигменты, брала кисти с муштабелем — и копировала, копировала, копировала работы своего отца. Она не могла учиться так же, как её ровестник-мальчик — делать зарисовки на улицах Рима, посещать Академию или изображать натурщиков. Её ранние ню бесформенные, как тающее на солнце мороженое. «Пребывание дома вредило мне», — сказала Артемизия позже.
3. Самая ранняя из известных нам картин Артемизии — «Сусанна и старцы» (1610) — была написана, когда автору было всего 17 лет. Работу иногда называют пророческой: как известно, в мае следующего года девушку изнасиловал Агостино Тасси — коллега отца, которого наняли для обучения юной художницы. После того, как негодяй отказался жениться на Артемизии, Орацио донёс на Тасси властям. Последующий суд зафиксирован в мельчайших подробностях в документах, обнаруженных в 1876 году. Эти протоколы — яркая иллюстрация ужасного отношения к женщинам в Риме начала XVII века.
4. Сегодня искусство и жизнь Артемизии Джентилески часто сводят к изнасилованию и последующему суду. Однако это не единственные знаковые эпизоды в её истории. Хотя Тасси был признан виновным и приговорен к изгнанию из Рима (но так никуда и не уехал), чести Артемизии был нанесен ущерб. Орацио выдал её замуж за Пьерантонио Стиаттези, второсортного художника и первоклассного иждивенца. «Подсластителем» стало приданое в тысячу скуди. Брак продлился недолго. Пара переехала во Флоренцию в 1613 году, и последующие семь лет Артемизия практически всё время была беременна. Трое её детей умерли, не прожив и года. Ещё один мальчик, Кристофано, скончался в пятилетнем возрасте. Выросла лишь дочь Пруденция, которую Артемизия назвала в честь своей матери. Впоследствии девушка стала самостоятельной художницей, но о её работах ничего не известно.
5. В 2011 году были найдены 36 писем, датируемые примерно 1616−1620 годами. Они свидетельствуют, что у Артемизии был страстный роман с богатым флорентийским дворянином по имени Франческо Мария Маринги. Пьерантонио знал об этих отношениях и писал сердечному другу жены на обороте её любовных писем. Очевидно, он потворствовал их связи, поскольку Маринги оказывал паре финансовую поддержку. К 1620 году при флорентийском дворе поползли слухи, и Артимизии с мужем пришлось вернуться в Рим. Некоторое время она вела с возлюбленным страстную переписку. К 1623 году из всех документов исчезло и какое-либо упоминание о Пьерантонио Стиаттези. Скорее всего, Артемизия просто оставила мужа-нахлебника, забрав дочь. Учитывая, что в то время женщинам в Европе не разрешалось владеть собственностью или быть попечителями собственных детей, это поступок можно назвать ошеломляющим.
6. Артемизия Джентилески стала первой женщиной, принятой в Академию искусств во Флоренции. Как художница она могла рисовать обнажённых представительниц своего пола. Это давало ей преимущество перед коллегами-мужчинами, которым запрещалось писать ню с живых натурщиц. И не стоит забывать, что в то время женщинам вообще не полагалось брать в руки кисть. Артемизия была знакома с Галилео Галилеем — оба были членами Академии и были связаны с Великим герцогским двором во Флоренции. Она, должно быть, почерпнула некоторые знания у учённого. Изображение брызг крови на картине «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (ок. 1620) согласуется с его открытием параболического пути снарядов.
Артемизия писала по заказу великого герцога Козимо II Медичи, короля Филиппа IV Испанского, Карла I Английского и его супруги, королевы Генриетты Марии. Её называли La Pittura и The Paintress — Художницей — а поэты сравнивали с Авророй, Венерой и Талией, музой остроумия и лёгкой поэзии. Она создала панно под названием «Влечение» по заказу Микеланджело Буонаротти Младшего (родственника великого художника) в доме Буонаротти во Флоренции. Знаменательно, что её первая художественная выставка прошла в этом здании в 1991 году.
7. В 1630 году Артемизия Джентилески переехала в Неаполь, где осела до конца жизни (не считая короткой поездки в Лондон). Она вела довольно обширную переписку со своими патронами и друзьями, включая Галилея. Корреспонденция касалась профессиональных вопросов — выплат, заказов и картин, которые художница рассылала по всей Европе в надежде найти постоянную работу. Она горько жаловалась на высокую стоимость жизни в Неаполе и постоянные финансовые трудности, но, её карьера процветала. Артемизия руководила успешной мастерской в Неаполе, где, скорее всего, обучала свою дочь Пруденцию. В этих письмах проявляется сильный характер художницы, которой приходилось отстаивать себя в мужском мире. В 1649 году, обосновывая цену за полотно с пейзажем, восьмью фигурами, двумя собаками и водоёмом, она заявила своему дилеру: «Со мной ваша светлость не потеряет, вы обнаружите дух Цезаря в душе женщины».
В своей решимости быть равной коллегам-мужчинам Артемизия уверяла, что «имя женщины вызывает сомнения, пока её работы не увидят», а её творения «будут говорить сами за себя». Всего несколько месяцев спустя она написала фразу, которая стала крылатой в наши дни: «Я покажу вашей светлости, на что способна женщина».
8. В 1500-х и 1600-х годах было мало женщин-художников. Современницами Артемизии были Софонисба Ангвиссола, Феде Галиция и Лавиния Фонтана. Однако Джентилески, несомненно, была самой талантливой. Её работы выдержали испытание временем, и это видно по аукционным ценам. Относительно недавно обнаруженная картина «Мария Магдалина в экстазе» была оценена в 2014 году примерно в 300 тысяч долларов, а продана на торгах за 1,1 миллиона. Скорее всего, Джентилески представила себя в виде святой — возможно, после победы в суде по делу об изнасиловании.
В июле 2018 года Национальная галерея в Лондоне купила «Автопортрет в образе святой Екатерины» за 3,6 миллиона фунтов стерлингов у лондонского дилера Robilant + Voena. Ранее неизвестное полотно было продано на аукционе Drouot в Париже в декабре 2017-го за 2,3 миллиона евро. Это более чем в десять раз превысило эстимейт в 300−400 тысяч евро. Рекордсменом среди картин Артемизии на данный момент является «Лукреция», выставленная на продажу в ноябре 2019-го. Парижский аукционный дом Artcurial предварительно оценил её в 600−800 тысяч евро, окончательная цена составила 4,8 миллиона (6,1 миллиона долларов). Впрочем, эти суммы — ничто по сравнению со стоимостью работ её современников-мужчин. Так, сцена «Даная» авторства отца художницы Орацио ушла с молотка в 2016 году более чем за 30 миллионов долларов. Но. Артемизия превзошла своего родителя если не по аукционным ценам, то по известности.
9. В случае с Артемизией Джентилески биография и искусство неразрывно переплетены. Артемизия вошла в историю искусства не только потому, что принадлежала к слабому полу (что было редким исключением из правил в эпоху), но и потому, что сумела занять в ней равное с творцами-мужчинами место. Интерес к живописи Артемизии Джентилески возник сравнительно недавно. Хотя ещё в 1916 году крупнейший исследователь Караваджо итальянский искусствовед Роберто Лонги справедливо подчеркнул роль художницы в распространении караваджизма в северной Италии, долгие годы её искусство рассматривалось лишь с точки зрения воинствующего феминизма.
источники: вики, Forbes life, арзамас.