Женщины
«Если будущие историки захотят узнать, кто начал русскую революцию, то им не следует создавать запутанной теории. Революцию начали голодные женщины и дети, требовавшие хлеба, — писал в своих дневниках социолог Питирим Сорокин о событиях февраля 1917 года. — Они начали с крушения трамвайных вагонов и погрома мелких магазинчиков. И только позже, вместе с рабочими и политиками, они стали стремиться к тому, чтобы разрушить мощное здание русского самодержавия».
Февраль 1917 года стал важной вехой в истории праздника, поскольку 23 февраля (8 марта) 1917 года было ознаменовано революционным взрывом, положившим начало Февральской революции. Четыре дня спустя император подписал указ о даровании права голоса женщинам.
Работа Софы ->

немного истории

о том, как требование "хлеба и мира" превратилось в праздник "конфет и цветов".

источники: куда же мы без вики, Forbes life и РИА новости
Наша история
Мировая история
Имена
Другие гендерные праздники
Удивительный все-таки праздник — Международный женский день 8 Марта. Удивительный он уже потому, что международным его можно назвать с большой натяжкой: его не отмечают нигде, кроме России да нескольких других посткоммунистических государств. Удивительно и то, что первоначальный смысл этого дня — борьба против дискриминации одного пола — давным-давно забыт, и мы отмечаем 8 Марта просто как праздник женщин.

В результате Февральской революции 1917 года российские женщины добились избирательного права — на год раньше, чем в Великобритании, и на три года раньше, чем в Соединенных Штатах — и стали образцом, на который равнялись британские и американские суфражистки. Однако вскоре международные связи между активистками были разорваны — решение «женского вопроса» в советской России монополизировало государство.

Женский день в России был учреждён в 1913 году, когда 2 марта в Санкт-Петербурге в здании Калашниковской хлебной биржи прошло «научное утро по женским вопросам», на котором обсуждалось равноправие женщин и мужчин, охрана материнства и другие вопросы. Однако именно забастовка 23 февраля 1917 года — или 8 марта по Григорианскому календарю (по «новому стилю»), вылившаяся в падение монархии, стала тем событием, от которого произошел известный нам праздник 8 Марта, официально установленный в 1921 году.

8 Марта стало частью советской символической политики, его празднование из протеста против неравенства превратилось в торжество, а лозунги теперь прославляли образ советской женщины. Этот образ — труженицы, матери и коммунистки — преподносился как предмет гордости советского строя и символ его прогрессивности. При этом независимого женского движения в стране не существовало, женщины выступали не как субъекты борьбы за равенство, а как исполнительницы государственного проекта женской эмансипации. Например, в 1927 году одна из газет, выходившая в Тверской губернии, писала: «День 8 Марта является днем смотра сил миллионов работниц и крестьянок», как бы призывая женщин в честь праздника ударно потрудиться.

К середине XX века, когда, как пишет историк Наталья Козлова, была сформирована «армия тружениц и рожениц», акценты сместились. В 1965 году 8 Марта стало выходным днем (незадолго до этого в Москве прошел Всемирный конгресс женщин), а среди сопровождающих его лозунгов появились призывы к борьбе за мир во всем мире (это было актуально в условиях холодной войны), он стал мыслиться как день международной солидарности женщин.

В постсоветской России о происхождении 8 Марта, кажется, вовсе забыли, и из дня борьбы за права женщин эта дата превратилась в «Праздник весны», лишенный феминистского пафоса. По данным исследования, проведенного Mail.ru (есть в распоряжении редакции), только 7% россиян считают 8 Марта днем, посвященным борьбе за права женщин, 5% - днем в поддержку женщин. 30% воспринимают его как день весны. Большинство - 57% - повторяют формулу «Международный женский день», при этом 58% опрошенных заявляют, что в России достигнуто гендерное равноправие, и лишь 25% (по большей части - женщины) свидетельствуют о неравенстве. Некоторые авторы и организации критикуют сложившееся на территории России восприятие Международного женского дня, - по их мнению, праздник, вопреки своему первоначальному смыслу, пропагандирует сексистские стереотипы.

Всё это происходит на фоне растущего во всем мире интереса к женской повестке и все более интенсивной борьбы с гендерным неравенством. Например, официальные мероприятия структуры «ООН-Женщины», посвященные 8 Марта, каждый год посвящены какой-либо актуальной проблеме — от доступа к образованию до борьбы с насилием. 
Женщины
Woman, 2019 г. Документальный фильм. Франция. Режиссёр: Янн Артюс-Бертран, Anastasia Mikova
Всемирный проект, собравший рассказы 2000 женщин из 50 стран мира. Героини проекта делятся историями на темы материнства, образования, брака и финансовой независимости, говорят о менструации и сексуальности. Здесь вы услышите голоса женщин, которые впервые смогли поделиться своей историей. Большую часть фильма составляют истории, рассказанные от первого лица, – сотни рассказов самых разных женщин, от глав государств до королев красоты, от водителей автобусов до женщин-фермеров из отдаленных районов. Смотреть весь фильм
До 1914 года в разных странах этот день отмечали в различные числа марта. Вторая Международная социалистическая женская конференция проходила в Копенгагене 27 августа в рамках Восьмого конгресса Второго Интернационала. 

В частности, в 1911 году он был впервые проведён в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии; его отмечали 19 марта по предложению члена Центрального комитета Социал-демократической партии Германии Елены Гринберг, в ознаменование Мартовской революции 1848 года в Пруссии. В 1912 году этот день отмечался в тех же странах уже 12 мая. В 1913 году женщины впервые вышли на митинги во Франции и России — 2 марта, массовые демонстрации также прошли в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии — 9 марта, в Германии — 12 марта. В 1914 году женщины Австрии, Венгрии, Германии, Нидерландов, России, США, Швейцарии и других стран отметили Международный женский день 8 марта. До 1917 года полное или частичное право голоса получили женщины Новой Зеландии, Австралии, Финляндии, Норвегии, Дании, Исландии.

Официальное празднование 8 Марта в качестве Международного женского дня было учреждено ООН только в 1975 году, в преддверии Декады женщин ООН — так назвали десятилетие с 1976-го по 1985 год, в течение которого прошли две международные конференции, посвященные гендерным проблемам, и была принята Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Работа над ней началась еще в 1960-е не в последнюю очередь благодаря второй волне феминизма.

Страны подписавшие и ратифицировавшие Конвенцию, обязуются направлять регулярные отчеты в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (или КЛДЖ) ООН — не реже, чем раз в четыре года. В России последний — девятый — доклад был опубликован в 2019 году. Комиссия рассматривает отчет и направляет стране-участнику замечания и рекомендации.

Кроме того, в Декаду женщин появилась новая структура в составе ООН — ЮНИФЕМ, или Женский Фонд Организации Объединённых Наций. Это подразделение Организации объединенных наций оказывало финансовую поддержку программам, которые продвигали права женщин и гендерное равенство. В 2010 году ЮНИФЕМ упразднили, открыв другую структуру — ООН-Женщины.

Ее работу можно условно разделить на несколько блоков: это исследовательская деятельность (сбор данных и публикация отчетов), помощь государствам-партнерам в проведении справедливой политики, сотрудничество с международными неправительственными организациями, которые работают в зонах кризисов, просвещение. Используя эти форматы, структура работает со следующими проблемами и темами:
  • насилие в отношении женщин;
  • проблемы женщин в условиях гуманитарных катастроф;
  • дискриминация, права женщин с инвалидностью и ВИЧ;
  • доступ женщин к образованию;
  • их участие в политике, экономике, науке, культурной деятельности.
Историю возникновения праздника 8 Марта можно проследить до 1908 года, когда по улицам Нью-Йорка прошли маршем женщины, выступающих за равные с мужчинами права и против невыносимых условий труда. Они требовали сокращения рабочего дня, повышения заработной платы, запрета детского труда и предоставления права голоса.

Организатором была Мод Мэлоун — радикальная суфражистка, президент Гарлемской лиги равноправия и основательница Союза прогрессивных женщин. Многие из ее соратниц были против организации марша — им казалось, что массовая уличная акция с участием представительниц всех слоев населения нанесет ущерб имиджу суфражисток (в итоге Мэлоун вышла из Союза прогрессивных женщин в знак протеста против их снобизма и расизма). Полиция предупреждала, что акция незаконна, поскольку любые собрания (за исключением похоронных процессий) по воскресеньям были запрещены. Однако в остальные дни недели участницы марша работали, так что вопреки запретам 16 февраля они все же прошли (в некоторых газетах писали: прогулялись) по Бродвею. Среди них было и немало мужчин-союзников.

Акции Мод отличались от маршей британских суфражисток: если последние страстно говорили о страданиях угнетенных женщин и призывали к борьбе не на жизнь, а на смерть (некоторые из них действительно подвергались пыткам в тюрьмах или гибли), то американки свои требования облекали в более дружелюбную форму. Благодаря этому отношение к ним было скорее благожелательным. На марше 16 февраля никого не арестовали; в газетных заметках участниц называли амазонками, а их акцию — «великой нравственной победой».

Спустя год, в годовщину марша на Бродвее Социалистическая партия Америки провела массовые митинги и провозгласила Национальный женский день, выбрав в качестве дня празднования последнее воскресенье февраля.

Тем, кто придумал праздник 8 Марта в его современном виде, считается Клара Цеткин, которая с 1870-х годов участвовала с социалистическим движении в Германии и боролась за права женщин. С 1892-го по 1917 год она была главным редактором социалистической женской газеты Die Gleichheit («Равенство»), в которой печатались статьи об избирательном праве, неоплачиваемом труде и международном женском движении. Правда, от буржуазных феминисток Цеткин, как и другие социалистки, отмежевывалась, считая, что конец угнетению женщин положит не феминизм, а ликвидация классового общества.

В 1907 году она была соучредителем Интернационала социалистических женщин. На его первом конгрессе в Штутгарте присутствовали 58 делегаток, на втором в Копенгагене — уже больше 100 представительниц профсоюзов, социалистических партий и женских рабочих клубов. В многочисленных спорах о том, как все же донести до властей свои требования избирательного права и улучшения условий труда (выдвигалось даже предложение объединить усилия с буржуазными феминистками, которое, впрочем, было отвергнуто), возникла идея совместно проводить ежегодные массовые акции — по образцу первомайских демонстраций, которые к тому времени уже стали традицией. Так был учрежден Международный день трудящихся женщин.

На следующий год его отметили в Австрии, Дании и Швейцарии, где на митинги и демонстрации вышли суммарно более 1 млн женщин и мужчин. Праздник приурочили к 40-летию Парижской коммуны (социалистического правительства Франции, продержавшегося всего 72 дня), но сдвинули на день — на воскресенье, 19 марта.

С началом Первой мировой войны к требованиям избирательного права и улучшения условий труда добавились пацифистские лозунги и протесты против войны. Но война разобщила представительниц женских движений: пока одни требовали прекращения огня, другие становились сестрами милосердия и оканчивали шоферские курсы, чтобы помогать фронту. Даже внутри социалистических партий шли постоянные споры со взаимными обвинениями. Между тем, для многих женщин политическая повестка отходила на второй план — насущной угрозой стал голод....
8 Марта — не единственная дата, связанная с гендерной проблематикой. Есть дни, посвященные поддержке женщин в разных сферах и из разных социальных и профессиональных групп:
11 февраля отмечается Международный день женщин и девочек в науке.
15 октября — Международный день сельских женщин.

В разных странах в разные даты отмечаются День матери, День девочек.

Есть и дни, напоминающие о тех проблемах, с которыми до сих пор сталкиваются женщины:
6 февраля отмечается Международный день нетерпимого отношения к калечащим операциям на женских половых органах.
19 июня — Международный день борьбы с сексуальным насилием в условиях конфликта , 23 июня — Международный день вдов.
25 ноября, в Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, начинается ежегодная кампания «16 дней против насилия в отношении женщин».
Самая известная в истории культуры и искусства художница, отстаивающая себя, - Артемизия Джентилески
«Было много караваджистов, но караваджистка только одна», — отмечает Мэри Гаррард, исследовательница жизни и творчества Артемизии Джентилески, жившей в Италии в начале 17 века. Историю художницы также рассказывает Бриджит Куинн в книге «Невероятные женщины, которые изменили искусство и историю». Еще будучи студенткой Бриджит Куинн обнаружила, что в восьмисотстраничном учебнике по «Истории искусств» Хорста Янсона, по которому она училась, всего 16 женских имен, и все они — практически забыты. Став писателем, Куинн решила это исправить: она написала книгу, в которой рассказала историю каждой из них, начав с Артемизии Джентилески — представительнице итальянского барокко, о которой в учебнике Янсона говорится: «До этого времени женщины-художницы нам не встречались».

Артемизия — дочь некогда более известного живописца эпохи барокко Орацио Джентилески. Сейчас она, пожалуй, самая известная художница раннего Нового времени. Вероятно, её жизнь оборвалась во время одной из вспышек чумы, которые происходили в Европе в течение XVII века. Темы смертельной болезни, тирании, религиозных преследований и феминистического протеста против мужского доминирования роднят наше время с эпохой позднего Ренессанса и начала барокко.

1. Биография Артемизии Джентилески легла в основу статей, фильмов, пьес, романов и, конечно же, жизнеописаний. Наиболее свежее вышло в сентябре 2020 года. Это «Артемизия Джентилески и феминизм в Европе раннего Нового времени», автор которого — известный историк-искусствовед Мэри Гаррард. Крупная ретроспектива в Национальной галерее в Лондоне, открытие которой из-за пандемии перенесли в весны на октябрь, стала одним из самых заметных событий мировой культурной жизни 2020-го года. Это великолепный путь для художницы, которую практически не замечали до начала XX века (впрочем, скажем прямо, как и Караваджо).

2. Мать Артемизии умерла, когда дочери было 12 лет, оставив девочку заботиться об отце и трёх выживших младших братьях. Родитель, по свидетельству современников, был одиночкой — грубым, саркастичным, властным транжирой и распутником. Он научил дочь живописи. Между приготовлением еды, уборкой, штопкой и стиркой Артемизия растирала пигменты, брала кисти с муштабелем — и копировала, копировала, копировала работы своего отца. Она не могла учиться так же, как её ровестник-мальчик — делать зарисовки на улицах Рима, посещать Академию или изображать натурщиков. Её ранние ню бесформенные, как тающее на солнце мороженое. «Пребывание дома вредило мне», — сказала Артемизия позже.

3. Самая ранняя из известных нам картин Артемизии — «Сусанна и старцы» (1610) — была написана, когда автору было всего 17 лет. Работу иногда называют пророческой: как известно, в мае следующего года девушку изнасиловал Агостино Тасси — коллега отца, которого наняли для обучения юной художницы. После того, как негодяй отказался жениться на Артемизии, Орацио донёс на Тасси властям. Последующий суд зафиксирован в мельчайших подробностях в документах, обнаруженных в 1876 году. Эти протоколы — яркая иллюстрация ужасного отношения к женщинам в Риме начала XVII века.

4. Сегодня искусство и жизнь Артемизии Джентилески часто сводят к изнасилованию и последующему суду. Однако это не единственные знаковые эпизоды в её истории. Хотя Тасси был признан виновным и приговорен к изгнанию из Рима (но так никуда и не уехал), чести Артемизии был нанесен ущерб. Орацио выдал её замуж за Пьерантонио Стиаттези, второсортного художника и первоклассного иждивенца. «Подсластителем» стало приданое в тысячу скуди. Брак продлился недолго. Пара переехала во Флоренцию в 1613 году, и последующие семь лет Артемизия практически всё время была беременна. Трое её детей умерли, не прожив и года. Ещё один мальчик, Кристофано, скончался в пятилетнем возрасте. Выросла лишь дочь Пруденция, которую Артемизия назвала в честь своей матери. Впоследствии девушка стала самостоятельной художницей, но о её работах ничего не известно.

5. В 2011 году были найдены 36 писем, датируемые примерно 1616−1620 годами. Они свидетельствуют, что у Артемизии был страстный роман с богатым флорентийским дворянином по имени Франческо Мария Маринги. Пьерантонио знал об этих отношениях и писал сердечному другу жены на обороте её любовных писем. Очевидно, он потворствовал их связи, поскольку Маринги оказывал паре финансовую поддержку. К 1620 году при флорентийском дворе поползли слухи, и Артимизии с мужем пришлось вернуться в Рим. Некоторое время она вела с возлюбленным страстную переписку. К 1623 году из всех документов исчезло и какое-либо упоминание о Пьерантонио Стиаттези. Скорее всего, Артемизия просто оставила мужа-нахлебника, забрав дочь. Учитывая, что в то время женщинам в Европе не разрешалось владеть собственностью или быть попечителями собственных детей, это поступок можно назвать ошеломляющим.

6. Артемизия Джентилески стала первой женщиной, принятой в Академию искусств во Флоренции. Как художница она могла рисовать обнажённых представительниц своего пола. Это давало ей преимущество перед коллегами-мужчинами, которым запрещалось писать ню с живых натурщиц. И не стоит забывать, что в то время женщинам вообще не полагалось брать в руки кисть. Артемизия была знакома с Галилео Галилеем — оба были членами Академии и были связаны с Великим герцогским двором во Флоренции. Она, должно быть, почерпнула некоторые знания у учённого. Изображение брызг крови на картине «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (ок. 1620) согласуется с его открытием параболического пути снарядов.

Артемизия писала по заказу великого герцога Козимо II Медичи, короля Филиппа IV Испанского, Карла I Английского и его супруги, королевы Генриетты Марии. Её называли La Pittura и The Paintress — Художницей — а поэты сравнивали с Авророй, Венерой и Талией, музой остроумия и лёгкой поэзии. Она создала панно под названием «Влечение» по заказу Микеланджело Буонаротти Младшего (родственника великого художника) в доме Буонаротти во Флоренции. Знаменательно, что её первая художественная выставка прошла в этом здании в 1991 году.

7. В 1630 году Артемизия Джентилески переехала в Неаполь, где осела до конца жизни (не считая короткой поездки в Лондон). Она вела довольно обширную переписку со своими патронами и друзьями, включая Галилея. Корреспонденция касалась профессиональных вопросов — выплат, заказов и картин, которые художница рассылала по всей Европе в надежде найти постоянную работу. Она горько жаловалась на высокую стоимость жизни в Неаполе и постоянные финансовые трудности, но, её карьера процветала. Артемизия руководила успешной мастерской в Неаполе, где, скорее всего, обучала свою дочь Пруденцию. В этих письмах проявляется сильный характер художницы, которой приходилось отстаивать себя в мужском мире. В 1649 году, обосновывая цену за полотно с пейзажем, восьмью фигурами, двумя собаками и водоёмом, она заявила своему дилеру: «Со мной ваша светлость не потеряет, вы обнаружите дух Цезаря в душе женщины».

В своей решимости быть равной коллегам-мужчинам Артемизия уверяла, что «имя женщины вызывает сомнения, пока её работы не увидят», а её творения «будут говорить сами за себя». Всего несколько месяцев спустя она написала фразу, которая стала крылатой в наши дни: «Я покажу вашей светлости, на что способна женщина».

8. В 1500-х и 1600-х годах было мало женщин-художников. Современницами Артемизии были Софонисба Ангвиссола, Феде Галиция и Лавиния Фонтана. Однако Джентилески, несомненно, была самой талантливой. Её работы выдержали испытание временем, и это видно по аукционным ценам. Относительно недавно обнаруженная картина «Мария Магдалина в экстазе» была оценена в 2014 году примерно в 300 тысяч долларов, а продана на торгах за 1,1 миллиона. Скорее всего, Джентилески представила себя в виде святой — возможно, после победы в суде по делу об изнасиловании.

В июле 2018 года Национальная галерея в Лондоне купила «Автопортрет в образе святой Екатерины» за 3,6 миллиона фунтов стерлингов у лондонского дилера Robilant + Voena. Ранее неизвестное полотно было продано на аукционе Drouot в Париже в декабре 2017-го за 2,3 миллиона евро. Это более чем в десять раз превысило эстимейт в 300−400 тысяч евро. Рекордсменом среди картин Артемизии на данный момент является «Лукреция», выставленная на продажу в ноябре 2019-го. Парижский аукционный дом Artcurial предварительно оценил её в 600−800 тысяч евро, окончательная цена составила 4,8 миллиона (6,1 миллиона долларов). Впрочем, эти суммы — ничто по сравнению со стоимостью работ её современников-мужчин. Так, сцена «Даная» авторства отца художницы Орацио ушла с молотка в 2016 году более чем за 30 миллионов долларов. Но. Артемизия превзошла своего родителя если не по аукционным ценам, то по известности.

9. В случае с Артемизией Джентилески биография и искусство неразрывно переплетены. Артемизия вошла в историю искусства не только потому, что принадлежала к слабому полу (что было редким исключением из правил в эпоху), но и потому, что сумела занять в ней равное с творцами-мужчинами место. Интерес к живописи Артемизии Джентилески возник сравнительно недавно. Хотя ещё в 1916 году крупнейший исследователь Караваджо итальянский искусствовед Роберто Лонги справедливо подчеркнул роль художницы в распространении караваджизма в северной Италии, долгие годы её искусство рассматривалось лишь с точки зрения воинствующего феминизма.

источники: вики, Forbes life, арзамас.
|
Женская грудь в истории искусства

В период Возрождения Дева Мария была представлена в различных произведениях искусства, которые в основном изображали ее кормящей младенца Иисуса, а грудь рассматривалась как источник материнской любви, нежности и заботы.

В это же время Боттичелли создал свой шедевр — «Рождение Венеры», которое многие до сих пор считают самым прекрасным изображением обнаженного женского тела в искусстве. Возможно, в то время цивилизация считала, что обнаженная женская форма никогда не будет поводом для стыда, но вскоре, нагота женского тела, а значит, и обнажение груди стали неприемлемыми.
​​
<- икона "Млекопитательница"
В Библии главной ценностью женщины была способность родить ребенка. Этот атрибут подчеркивается и в Новом Завете, Дева Мария отдала свое тело на служение божественному, она забеременела еще будучи девственницей. Что изгоняет плотские удовольствия, Дева Мария была примером целомудрия для женщин того времени. Она никогда не изображалась на религиозных картинах с обнаженной грудью до создания картины Аброджо Лоренцетти « Мадонна дель Латте» .в 14 веке, что является настоящей революцией. Действительно, на этой картине изображена Дева Мария, кормящая своего сына Иисуса нереально маленькой грудью. Этот образ сделал грудное вскармливание священным и важным занятием. Дева Мария принесла эту традицию грудного вскармливания в современный мир. С 14 по 16 век Мадонна, кормящая своего ребенка, была прообразом женского божества.

Картина Жана Фуке «Дева из Мелуна» положила начало эротизации женской груди и открыла новую эру во Франции. Эти все более и более выдающиеся груди не пришлись по вкусу моралистам того времени и особенно религиозным. Представители христианской церкви говорили о «вратах ада», когда описывали шнурованные корсеты, которые носят женщины. Столкнувшись с такой критикой, женщины нашли другой способ подчеркнуть свою грудь, прикрыв декольте прозрачной вуалью. Со времен средневековья культ эротической груди был отмечен западной культурой. Единственное, что менялось с течением времени, — это фантазия об идеальной груди, ее объеме, форме или даже функции. Художники или поэты выражали в своем искусстве свое предпочтение высокой груди с большим животом, предполагающим беременность. Эти критерии со временем менялись.
К 20 веку в отношении людей к груди начали проявляться тектонические изменения. Это было в 1913 году, когда Мэри Фелпс Джейкоб из Нью-Йорка, не желая носить корсет, взяла два носовых платка и ленту и сделала первый в мире бюстгальтер. С 50-х годов пин-ап модель Бетти Пейдж вместе с актером Мэрилин Монро привнесли в поп-культуру сексуальность, которая была полностью сосредоточена на груди. Уже тогда бытовало мнение, что большая грудь граничит с вульгарностью, а маленькая, как у актрисы Одри Хепберн, стала символом утонченной красоты, аристократизма и изящества. В 90-х грудь стала символом женщин, выступающих против патриархата, поскольку они отстаивали свою свободу и сексуальность. Яркий образ, который приходит на ум, — это Мадонна во время ее мирового турне Blond Ambition, одетая в конусообразный бюстгальтер от Jean Paul Gaultier, который затем стал символом поп-культуры. Далекая от стыда и скромности, история сундука находится во власти на протяжении веков.
  • Начиная со Средних веков благородные дамы на портретах изображались в корсетах, подчеркивающих их прелести. Степень откровенности декольте могла варьироваться, от совсем невинных у Шардена до магнетически порочных у Рубенса, но бесспорно одно — эротики в таких полотнах гораздо больше, чем у живописцев, отказавшихся прикрыть своих героинь.
  • В истории живописи есть несколько канонических сюжетов (Лида и лебедь, Лукреция, Клеопатра, Кормящая), обязательно подразумевающих изображение женского бюста. Их можно встретить в работах Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана, Буше и других мастеров.
  • Богоматерь и Мария Магдалина — важнейшие женские образы Нового Завета. С обнаженной грудью чаще изображали первую, чтобы подчеркнуть ее материнское начало.
  • Отдельные художники рисовали только размер «плюс», видя в нем настоящую, первобытную женственность. Среди таких — Эдуард Мане и Борис Кустодиев.
  • Существуют картины, в которых женская грудь обойдена вниманием художника. Метафора ли это или протест против гендеризации в искусстве, однако сегодня мы имеем работы Цюгюхары Фужита и Казимира Малевича, где дама есть, а бюста — как не бывало.
  • С наступлением ХХ века мода на реалистичное изображение человеческого тела проходит, теперь это только конструкция из геометрических форм. И если в «Синей обнаженной» Анри Матисса еще угадываются женские черты, то, например, украинский художник и скульптур Александр Архипенко изображал женскую фигуру как набор плавных линий, лишь намекая на вторичные половые признаки.
  • Некоторые художники предпочитали привлекать зрителя количеством, а не качеством изображаемых бюстов. Кто-то множил красоту, рисуя буквально плеяды обнаженных до пояса натурщиц, а кто-то фантазировал на тему физических отклонений у одной женщины. Так или иначе скопления грудей на одном полотне выглядят довольно странно и походят на календарь из старинного мужского журнала. Так, один из лидеров французского академизма Жан Огюст Доминик Энгр на картине «Турецкие бани» 1863 года изобразил целый каталог грудей разных форм и размеров.
  • Далеко не все живописцы относились к женской груди с почтением. На некоторых полотнах недостатки бюстов доведены до гротеска, символизируя старость, болезнь, физическое или душевное уродство. Так, фламандец Квентин Массейс намеренно деформировал декольте своей героини на полотне «Уродливая герцогиня», чтобы усилить сатирический эффект портрета.
  • История знала и таких мастеров, которые сделали грудь своей музой, посвятив ей огромный пласт творчества. Но если пристрастие Рубенса к изгибам бюстов не вызывают вопросов (это барокко), то, например, для сюрреализма изображение женских прелестей было не так характерно. Однако бельгийский сюрреалист Рене Магритт не просто любил рисовать грудь, а зачастую ставил её буквально в центр художественной композиции, как на картине «Изнасилование».

источники: История красоты и История Уродства Умберто Эко; A Consideration of Breast Imagery in Art as Depicted through Western Painting Kun Hwang, Ju Yong Park, Se Won Hwang; History of the Breast by historian Marilyn Yalom; w-o-s.
«Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте» [Виктор Гюго]

Картины в жанре ню ставят во главу угла эстетику обнаженного человеческого тела. В давние времена наиболее в этом преуспели скульпторы Рима и Древней Греции, свитки сюнга в Японии. До эпохи Возрождения обнаженная натура употреблялась лишь в картинах, относящихся к мифологическим, библейским или же историческим темам.Первой отдельно стоящей обнаженной фигурой со времен античности в европейской скульптуре стал «Давид» Донателло. Микеланджело создал своего собственного «Давида» и использовал нагое тело в своей знаменитой росписи Сикстинской капеллы.
Образом чувственной женской красоты стала богиня Венера, которую рисовали Сандро Боттичелли, Джорджоне, Тициан, Веласкес, Рафаэль. Современная трактовка родилась во времена импрессионистов; в жанре ню работали Поль Сезанн, Пабло Пикассо, Хоакин Соролья, Эдгар Дега, Зинаида Серебрякова.
© Фригга tm, 2002-2024. Сайт является публичным и носит информационный характер. Все опубликованные материалы считаются объектами коллективного управления авторскими правами. Копирование, распространение и любое иное использование информации и объектов возможно с обязательным указанием источника и ссылкой на сайт www.tmfrigga.ru
Мы используем куки-файлы (cookies). Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь политикой использования файлов cookie. Запретить обработку cookies можно в настройках браузера.
контакты