Виталий Комар и Александр Меламид, 1972 ->
В середине XX века в искусстве Западной Европы и Америки зародилось известное сегодня во всём мире направление поп-арт и мало кто знает о том, что в СССР в начале 1970-х годов было уже создано нечто подобное – соц-арт. Если поп-арт был своеобразной реакцией на «серьёзность» таких направлений в искусстве как абстракционизм и минимализм, то соц-арт стал пародией на доминирующий в начале XX века в СССР социалистический реализм.
"игра смыслов в цвете, знаках и восприятии"
цифровая живопись. автор
Художники соц-арта видели всю фальшивость и пустоту официального искусства тоталитарной власти. Поэтому в их работах часто можно встретить высмеивание известных личностей, предметов или лозунгов советской власти.
Соц-арт ( социалистическое искусство) – одно из направлений постмодернистского искусства, сложившееся в СССР в 1960-1970-х гг., в рамках так наз. Альтернативной культуры, противостоящей государственной идеологии того периода.

Изобретателями соц-арта считаются московские художники Виталий Комар и Александр Меламид, вокруг которых во второй половине 1970-х гг. сложился круг молодых художников , разделявших их взгляды и убеждения. В разные годы к их объединению примыкали Александр Косолапов, Леонид Соков, Дмитрий Пригов, Борис Орлов, члены групп «Гнездо» и «Мухоморы». Соц-арт не был жестким стилевым направлением, он объединял весьма различных по своей манере авторов, не просто находящихся в «художественной оппозиции», но разрабатывающих в своем творчестве многослойные составляющие официальной идеалогии и ее художественных догматов. К концу 1990-х гг. соц-арт практически перестал существовать , т.к. с изменением политической ситуации содержательная основа этого искусства стала не актуальной.

Соц-арт возник как пародия на официальное советское искусство и образы современной массовой культуры в целом, что нашло отражение в его ироничном наименовании, соединившем понятие соц-реализм с поп-артом. Повальное господство вещевого фетишизма в капиталистическом обществе перекликалось с засильем советского идейного мифотворчества. Создатели соц-арта прекрасно понимали пустоту, лживость и лицемерие официального искусства, стоявшего на службе тоталитарного режима. Используя и перерабатывая одиозные клише, символы и формы этого искусства и расхожие мотивы советской политической агитации, соц-арт развенчивал в игровой, зачастую эпатирующей форме их истинный смысл, пытаясь раскрепостить зрителя от идеологических стереотипов. Его объекты были, как правило, художественные коллажи, «цитирующие» советский официозно-государственный антураж по всем правилам поп-артовской эстетики, -с использованием в структуре произведений реальных вещей и бытовых предметов. Ирония, гротеск, острая подмена, свободное цитирование любых приемов и стилей, использование разнообразных форм (от станковой живописи до пространственных композиций) стали основой броского, намеренно эклектичного художественного языка этого направления.
Официальное и неофициальное искусство/Концептуализм и соц-арт (Бульдозерная выставка). Лекторий Достоевский
Лекции Саши Обуховой "Соц-арт". Музей Гараж.
«Соц-арт в каком-то смысле был антиискусством. Что-то подобное делали не только мы, но и на Западе. Там был поп-арт, просто мы о нем не знали. Мы поняли, что есть определенный стиль – соцреализм, целое художественное направление, очень рассыпчатое, с разными стилями внутри. Мы попытались это сформулировать и создать соц-арт».

Александр Меламид
Виталий Комар и Александр Меламид – основоположники соц-арта. Идея создания картин в этом направлении пришла художникам во время работы в пионерском лагере в начале 1970-го года. Там они зарабатывали себе на жизнь художественным оформлением лагеря. Комар и Меламид начинали с обсуждения идей, основанных на привлечении внимания к «новому» искусству, после чего делали совместные наброски и воплощали различные задумки на полотне. Несмотря на преследования со стороны советской власти, в течение долгого времени художники продолжали творить на родине, но в последствие приняли решение переехать в США, где ранее проходили их выставки.

Большинство творцов соц-арта стремилось повлиять на сложившиеся за многие годы идеологические стереотипы, их цель заключалась в том, чтобы раскрепостить народ и дать ему возможность мыслить шире, вне всяких рамок.

Мастера Соц-арта:
Виталий Комар, Александр Миламид, Эрик Булатов, Борис Турецкий, Александр Косолапов, Леонид Соков, Дмитрий Пригов, Борис Орлов, Ростислав Лебедев, Григорий Брускин.
Беседа художника Виталия Комара и Саши Обуховой. Музей Гараж
«Братский поцелуй» (Дмитрий Врубель, 1990)
источники: artflashmagazine, соколовский, а. ерофеев на moscowart, вики
© Фригга tm, 2002-2024. Сайт является публичным и носит информационный характер. Все опубликованные материалы считаются объектами коллективного управления авторскими правами. Копирование, распространение и любое иное использование информации и объектов возможно с обязательным указанием источника и ссылкой на сайт www.tmfrigga.ru
Мы используем куки-файлы (cookies). Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь политикой использования файлов cookie. Запретить обработку cookies можно в настройках браузера.
контакты
Наверх