Судьбы скрещенья. Натан Альтман. Анна Ахматова
Натан Альтман и Анна Ахаматова познакомились в Париже. В первые же минуты знакомства Альтман заявил, что хочет написать её портрет. Но работу над ним начал лишь через несколько лет в Петербурге. Известно более 200 портретов Ахматовой, но именно этот считается классическим изображением поэтессы. Он стал еще и портретом эпохи – во времени, в живописи и в литературе. В портрете Ахматовой Альтман создал новый тип изображения поэта – поэта в роли "поэта".
(чтобы посмотреть видео - нажмите на ссылку)
Практически в одно время с Альтманом Ахматову написала Ольга Делла-Вос-Кардовская. В своих воспоминаниях дочь художницы Екатерина сравнивала эти две работы:
«Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери, и все же считаю, что Ахматова такая, какой ее знали ее друзья — поэты, поклонники тех лет, Ахматова «четко» передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана».
Об авангардном портрете и самом Натане Альтмане поэтесса
писала в стихотворении «Покинув рощи родины священной»:
Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым.
Теперь не знаю, где художник милый,
С которым я из голубой мансарды
Через окно на крышу выходила
И по карнизу шла над смертной бездной,
Чтоб видеть снег, Неву и облака, —
Но чувствую, что Музы наши дружны
Беспечной и пленительною дружбой,
Как девушки, не знавшие любви.