к Анне Ахматовой
Анна Ахматова писала о себе, что родилась в один год с Чарли Чаплином, «Крейцеровой сонатой» Толстого и Эйфелевой башней. Она стала свидетелем смены эпох — пережила две мировые войны, революцию и блокаду Ленинграда. Свое первое стихотворение Ахматова написала в 11 лет и до конца жизни она не переставала заниматься поэзией.

Трудно сказать, сколько всего существует портретов Анны Ахматовой, – ее писали знаменитые художники начала ХХ в.: А. Модильяни, З. Серебрякова, Н. Альтман, К. Петров-Водкин и другие, и на всех полотнах она абсолютно разная. Чеканный профиль, нос с горбинкой, прямая челка, королевская осанка – ее черты знакомы каждому. Но есть что-то неуловимое, изменчивое, что всегда словно ускользает от художников.
И загадка Анны Ахматовой так и остается неразгаданной.

Искусствовед Эрих Голлербах говорил:
«В портретах Ахматовой больше правды о ней, чем в книгах десяти критиков».
Копия портрета А. Ахматовой Натана Альтмана

В 1914 г. был создан один из самых знаменитых портретов Ахматовой кисти Н. Альтмана. Он увидел ее царственной, величественной, самоуверенной, но одновременно хрупкой, беззащитной и женственной.

Художник пытался передать саму ее сущность, созданный им образ настолько притягателен, что многие называют эту работу лучшим портретом поэтессы.

Портрет Натана Альтмана хранится в Русском музее: молодая Анна Ахматова в сине-желтых тонах...

Автор копии: Набиева Ясмин, 2022 (акрил, холст)
Судьбы скрещенья. Натан Альтман. Анна Ахматова
Натан Альтман и Анна Ахаматова познакомились в Париже. В первые же минуты знакомства Альтман заявил, что хочет написать её портрет. Но работу над ним начал лишь через несколько лет в Петербурге. Известно более 200 портретов Ахматовой, но именно этот считается классическим изображением поэтессы. Он стал еще и портретом эпохи – во времени, в живописи и в литературе. В портрете Ахматовой Альтман создал новый тип изображения поэта – поэта в роли "поэта".
(чтобы посмотреть видео - нажмите на ссылку)
Практически в одно время с Альтманом Ахматову написала Ольга Делла-Вос-Кардовская. В своих воспоминаниях дочь художницы Екатерина сравнивала эти две работы:
«Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери, и все же считаю, что Ахматова такая, какой ее знали ее друзья — поэты, поклонники тех лет, Ахматова «четко» передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана».

Об авангардном портрете и самом Натане Альтмане поэтесса
писала в стихотворении «Покинув рощи родины священной»:

Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым.
Теперь не знаю, где художник милый,
С которым я из голубой мансарды
Через окно на крышу выходила
И по карнизу шла над смертной бездной,
Чтоб видеть снег, Неву и облака, —
Но чувствую, что Музы наши дружны
Беспечной и пленительною дружбой,
Как девушки, не знавшие любви.
Копии рисунков А. Модильяни
Гумилев ревновал жену и называл Модильяни «вечно пьяным чудовищем». Но через год они разругались, и Ахматова снова поехала в Париж к Модильяни. Они провели вместе три месяца. К сожалению, большинство его работ не сохранилось – то ли сгорели во время пожара, то ли тщательно скрывались самой поэтессой. Это было 16 карандашных рисунков, один из которых она всегда носила с собой.
1911 год. Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевым поехала в Париж. Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. «Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. Она потом вспоминала: «Все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной. Дыхание искусства еще не обуглило, не преобразило эти два существования, это должен был быть светлый, легкий предрассветный час».

Позже почти все рисунки Модильяни сгорели в пожаре в ее царскосельском доме во время революции. Уцелел лишь один, самый дорогой, с которым она уже никогда не расстанется, — тот, где Ахматова изображена в виде аллегорической фигуры «Ночи» (слева).

«Образ Ахматовой перекликается с фигурой одного из известнейших архитектурно-скульптурных сооружений XVI столетия. Я имею в виду аллегорическую фигуру «Ночи» на крышке саркофага Джулиано Медичи, этот едва ли не самый значительный и таинственный из женских образов Микеланджело. К «Ночи» восходит и композиционное построение рисунка Модильяни» - Н. Харджиев (писатель и историк).
''Вы во мне как наважденье...'' А. Ахматова и А. Модильяни.
Амедео Модильяни. Рассказывает Александр Таиров.
Натан Альтман
Графические портреты Н. Тырсы

В 1927-1928 гг. серию графических портретов Ахматовой пишет художник Н. Тырса.  Представлена копия портрета 1927 г. Художник создал тонкий, строгий, поэтический, одухотворенный и скорбный образ поэта.

К этому времени Ахматову совсем перестали печатать: "После моих вечеров в Москве (весна 1924-го) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности".
Николай Тырса создает три портрета Ахматовой, используя необычные материалы — смесь акварели с копотью от керосиновой лампы. 

"Как чёрный ангел на снегу
Ты показалась мне сегодня.
И утаить я не могу, есть на тебе печаль господня".
Лучше О. Мандельштама трудно выразить впечатление от необычайно одухотворённого, строгого и женственного образа А. Ахматовой, исполненного художником Н. Тырса.
"Неизвестная" Анна Ахматова // Лекция Игоря Оболенского
© Фригга tm, 2002-2024. Сайт является публичным и носит информационный характер. Все опубликованные материалы считаются объектами коллективного управления авторскими правами. Копирование, распространение и любое иное использование информации и объектов возможно с обязательным указанием источника и ссылкой на сайт www.tmfrigga.ru
Мы используем куки-файлы (cookies). Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь политикой использования файлов cookie. Запретить обработку cookies можно в настройках браузера.
контакты
Наверх