Крик (Skrik), Эдвард Мунк
Созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин и литография гениального норвежского художника Эдварда Мунка. Это самая известная его работа, ставшая визитной карточкой экспрессионизма. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона. 
«Крик» стал иллюстрацией к "катастрофе расчеловечивания, краха гуманистических ценностей". Он предвещает ключевые для модернизма темы одиночества, отчаяния и отчуждения. Словно бы заглянув в грядущее столетие мировых войн, революций и бедствий, автор как бы отрицает саму возможность какого-либо их преодоления.
Изначальное название на немецком, данное Мунком картине, было "Der Schrei der Natur" ("Крик природы"). На страницах своего дневника в записи «Ницца 22.01.1892» Мунк пишет:
"Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу".
О чём кричит Мунк?
"Период конца XIX - начала XX века остался как время тяжелейших потрясений. Назревала Первая мировая война. Всё больше стран затягивало в омут революций и гражданских войн. Это был период жесточайшего нравственного и эстетического кризиса: человек терял нравственные ориентиры и в ужасе застывал, созерцая происходящее. Таким получилось и искусство, ставшее ответом художников на вызов окружающей их реальности. Один из самых распространнёных мотивов их картин - крик боли. Полотна экспрессионистов - настоящий гимн пессимизму и отчаянному бунтарскому порыву, двум граням одного и того же состояния бессилия". [энциклопедический словарь экспрессионизма]
Впервые «Крик» (под названием «Отчаяние») был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года. Он завершал собой небольшую серию картин под названием «Любовь» («Die Liebe»). Помимо «Крика», в неё «Голос», «Поцелуй» и «Ревность», «документировавшие» рождение, расцвет и гибель любви и приходящее следом отчаяние. Выставка была встречена непониманием, однако удостоилась восхищённых комментариев от таких деятелей искусства, как Станислав Пшибышевский.
Мунк создал четыре версии «Крика». Единственная версия сюжета, остающаяся в частных руках, выполнена пастелью. Она принадлежит Леону Блэку, который купил её в 2012 году за 119 млн 922 тыс. 500 долларов, что представляло рекорд для искусства.

Э́двард Мунк (1863, Лётен, Хедмарк — 1944, Экелю) — норвежский живописец и график, представитель экспрессионизма. Его творчество охвачено мотивами смерти, одиночества, но при этом и жаждой жизни.
Ростислав. Масло, холст.
"Мунк был гораздо разумнее своих биографов, а ужасающая поверхностность, которая стала бедой нашего времени, исказила его образ до неузнаваемости". Л. Равенсберг

"Страхи, болезни и смерть стояли у моей колыбели". Эдвард Мунк
© Фригга tm, 2002-2024. Сайт является публичным и носит информационный характер. Все опубликованные материалы считаются объектами коллективного управления авторскими правами. Копирование, распространение и любое иное использование информации и объектов возможно с обязательным указанием источника и ссылкой на сайт www.tmfrigga.ru
Мы используем куки-файлы (cookies). Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь политикой использования файлов cookie. Запретить обработку cookies можно в настройках браузера.
контакты
Наверх