В каталог
Маршрут 2
Фото
Маршрут 4
Немного истории
История спасения
Купить миниатюру
Нулевой
километр

троллейбусного транспорта в Инстербурге

Маршрут 18
Предлагаем прогуляться по "троллейбусным местам". Подробнее на Чердаке Инстербурга
Последним видом городского транспорта в Восточной Пруссии стал троллейбус. Впервые он пришёл в Инстербург (совр. Черняховск), а уже в период Второй мировой войны добрался и до Кёнигсберга (ныне Калининград).
/ 15
Нулевой километр троллейбусного транспорта
Из времен былых Инстербурга...
Первый троллейбус был создан в Германии инженером Вернером фон Сименсом, который запустил экспериментальную линию длиной всего в 540 метров в предместье Берлина летом 1882 года. Стоит напомнить, что Сименс же годом ранее открыл эпоху трамвайного движения, а изобретённый троллейбус тогда сам воспринимал не более чем вспомогательный элемент, без перспективы использовать в оживлённых городских центрах. Безрельсовые механические транспортные средства контактного типа с электрическим типом стали востребованы после Первой мировой войны, в условиях дефицита и дороговизны автомобильного топлива. В СССР троллейбусным пионером в 1933 году оказалась Москва.

Впервые в системе общественного транспорта Восточной Пруссии троллейбусы появились в Инстербурге. В середине 1930-ых в городе проживало почти 34 000 человек, их перевозкой занималось 4 стареньких армейских автобуса, но развивать эту сеть не было не то, чтобы желания, скорее - возможностей. Дело в том, что изолированная от остальной Германии по «версальскому миру» провинция имела серьёзные проблемы с поставками жидкого топлива.

Городские советники стали выбирать новый вид транспорт. Надо понимать, что думали они тогда не только о рядовых горожанах, но и о комфорте людей обеспеченных, ведь Инстербург считался престижным для проживания восточно-прусских богачей, сделавших состояния в «эпоху грюндерства» и технологической революции. Самым очевидным вариантом представлялся трамвай, который с 1895 года уже ходил в Кёнигсберге, а с 1901 года – в Тильзите (совр. Советск). Использование электричества и экологичность – преимущества, но … громкий стук колёс по рельсам никак не устраивал инстербуржских богачей. Тогда вспомнили, что в большой Германии уже в нескольких городах ходит транспортное средство, в народе называемое «безрельсовый трамвай».

В один из последних холодных ноябрьских дней 1936 года Инстербург стал очередным немецким и первым восточно-прусским городом, по улицам которого пошёл троллейбус. Его презентация состоялась на площади Альтер Маркет (Старорыночная, ныне площадь Ленина), рядом с Лютеркирхой. Первый троллейбус цвета слоновой кости с гирляндами из еловых веток и красными праздничными флажками встречал военный оркестр и разношёрстная публика.

Так, состоялось открытие 27 ноября 1936 года. Инстербург входил в семь городов Германии, в которых было в первую очередь запущено троллейбусное движение. Как и подобает обеспеченному городу, первые три закупленных троллейбуса были самыми дорогими по тем временам: марки «Mercedes-Benz», с 26 сидячими и 16 стоячими местами. Контактные линии монтировала «Всеобщая электрическая компания» (AEG), которая обслуживала всю электрическую сеть общественного транспорта в Восточной Пруссии.

Первый маршрут имел длину 7,8 километров и начинался от северо-восточного пригорода (предместья) Шприндт (нем. Sprindt), шёл через Альтер Маркет и Норденбергерштрассе (совр. ул. Победы), заканчиваясь на юго-западной окраине Инстербурга, в районе деревни Гейенгоф (нем. Heyenhof). Линия была однопутной с разъездами, поэтому на двух конечных пунктах организованы треугольники, с помощью которых можно развернуть троллейбус на 180 градусов. Уже ближе к войне треугольники заменили на петли, т.к. практически все троллейбусы стали двигаться с прицепами.

Небольшое троллейбусное депо располагалось на Кляйнбанштрассе (совр. ул. Железнодорожная, 16). Его пристроили к электростанции, построенной в 1926 году. Здание сохранилось до сих пор. Кстати, на фасадах домов Черняховска вы можете видеть не вписывающиеся в архитектуру цепи. Не удивляйтесь – это бывшие растяжки для троллейбусных контактных линий.

Так как пассажиропоток постоянно рос, в 1938 году муниципалитет разрешил проложить второй, уже двухпутный короткий участок длиной в 1,2 километра от Старорыночной площади до железнодорожного вокзала в конце Гинденбургштрассе (совр. ул. Ленина). После этого в центре города, на Альтер Маркет, установили разворотную петлю – ещё один сохранившийся в Черняховске элемент той эпохи.

Перед началом Второй мировой войны Инстербург из города успешных грюндеров превратился в центр милитаризма. Здесь был один из крупнейших гарнизонов Восточной Пруссии и военный аэродром, к которому проложили ещё один троллейбусный маршрут. Для доставки военнослужащих на аэродром закупили ещё 3 троллейбусных вагона, сделанных на заводах «Бюссинг» в Эльбинге. Во время войны парк пополнился тремя троллейбусными составами, которые поставлялись сразу с прицепами, т.к. весь транспорт ходил переполненным.

В 1944 году появилась еще одна, «траурная» линия, которая везла убитых горем горожан к главному и финальному символу последних месяцев Третьего рейха, - к Новому кладбищу (нем. Neuer Friedhof).

В декабре 1944 года движение троллейбусов в Инстербурге прекратилось, к январю 1945 года была разобрана контактная линия. Инстербуржские троллейбусы вывезли на запад, так 3 «Бюссинга» и 2 «Мерседеса» после войны продолжали ходить по улицам, но уже польской Гдыни. По официальной версии, зимой 45-го, перед отступлением, немцы сняли все до единой контактные линии, изготовленные из ценнейшего медного провода.

Источники: Дмитрий А. Галлис, (Проект «Познавая Пруссию»).

Кратко: троллейбус был открыт 27.11.1936. Первая линия Sprind-Heyenhof (7.8 км) была однопутной, с разъездами и разворотными треугольниками на концах. Очень большое развитие сеть получила в 1939-1944 и к концу 1944 достигла 15.4 км, все линии стали двухпутными с разворотными кольцами, действовало 4 маршрута. К 1944 было 9 троллейбусов и 3 прицепных вагона. Троллейбусное хозяйство было уничтожено в 01.1945.
Единственный объект сохранившийся от Инстербургского троллейбуса — здание депо. Информации о сохранившихся тяговых подстанциях нет. Также осталось несколько столбов и элементы креплений контактной сети на них.

Примечание:
Приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области от 28.03.2011 № 17 здание троллейбусного депо (1926 год постройки) получило статус выявленного объекта культурного наследия. Сейчас здание занимает АО "ЯнтарьЭнерго" Восточные электрические сети.
Видеоматериалы (скоро)
Троллейбусное депо на карте
8977.482.0113
astartachf@mail.ru
VERBA VOLANT,
SCRIPTA MANENT
ИП Калачева Е.А.
ИНН: 701738290457
© Фригга tm, 2002-2024. Сайт является публичным и носит информационный характер. Все опубликованные материалы считаются объектами коллективного управления авторскими правами. Копирование, распространение и любое иное использование информации возможно только с обязательным указанием источника и ссылкой на сайт www.tmfrigga.ru
Мы используем куки-файлы (cookies). Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь политикой использования файлов cookie. Запретить обработку cookies можно в настройках браузера.